Здесь стоит сразу обратить внимание на то, что статья посвящена не детальному и подробному описанию всех характеристик различных фреонов, а скорее направлена на то, чтобы дать обычному пользователю понимание того, с каким фреоном выгодно покупать кондиционеры и в чем разница между новыми и старыми марками хладагентов.
Самый первый кондиционер для комнаты был выпущен в 1929 году компанией General Electric и работал исключительно на аммиаке.
Поскольку аммиак опасен для человека, данная технология значительно сдерживала прогресс холодильной техники.
Решением проблемы в 1931 году стал синтезированный хладагент - фреон. Он был абсолютно безопасен для человека. Позже в промышленности был произведен синтез более четырех десятков фреонов, которые отличались друг от друга по характеристикам и химическому составу. Самыми эффективными и дешевыми в то время были R-11 и R-12, которым долго не было замены.
Последние 20 лет они практически нигде не задействованы по причине своего негативного влияния на озоновый слой планеты. С проблемами экологии, собственно, и связан большой скачок в прогрессе производства хладагентов эти последние 20 лет. Те фреоны, что раньше использовались в холодильных установках и системах кондиционирования, очень быстро стали главными причинами образования озоновых дыр (весьма сомнительная теория).
В 1987 году был принят Монреальский протокол, согласно которому вводились ограничения на применение озоноразрушающих веществ. Также документ предусматривал отказ производителей от использования фреона R-22, который на сегодняшний день содержится в 90% кондиционеров. Большинство стран должны были отказаться от его использования еще в 2002-2004 годах. Новые модели кондиционеров сейчас поставляются в Европу с озонобезопасными хладагентами - R-407C и R-410A.
Также применяется: в системах кондиционирования, охлаждения в промышленности, а также в торговом оборудовании средних и низких температур. Планируется, что с 2030 года будет выведен из эксплуатации.
Фреон марки R-410A, в составе которого R-32 и R-125 (по 50%) является условно изотропным. Это означает, что при утечке смесь практически не меняется в составе, поэтому кондиционер легко дозаправить. Но и здесь тоже имеются свои недостатки. Детали работающих кондиционеров смазываются специализированным маслом, которое растворяется во фреоне.
С каждым типом фреона используется строго соответствующее ему масло. Если заправить другое масло в хладагент, то практически со 100% вероятностью можно погубить компрессор (важная часть кондиционера). R-22 прекрасно растворяется в обычном минеральном масле, а новейшие хладагенты требуют использования синтетических полиэфирных масел.
Полиэфирные масла имеют один очень существенный минус - быстрое поглощение влаги с потерей своих свойств. Причем это относится не только к капельной влаге, но и влажному воздуху, который может отдать свой запас влаги маслу в процессе хранения, транспортировки и заправки. Такое масло не способно растворить никакие нефтепродукты и соединения органического происхождения, которые могут быть потенциальными загрязняющими веществами.
При использовании климатических установок на R-410A приходится увеличивать их стоимость при одинаковой производительности. Причина в повышенном рабочем давлении. Если температура конденсации составляет +43°C в случае с
R-22 давление будет около 16 атм., а у R-410A - порядка 26 атм. По этой причине все рабочие узлы и детали холодильных контуров с последним хладагентом должны быть более прочными и устойчивыми к повышенным нагрузкам. Это и увеличивает стоимость покупки и обслуживания всей конструкции.
Озонобезопасные хладагенты сами по себе имеют стоимость гораздо выше обычных. За килограмм R-410A можно отдать в 7 раз больше, чем за тот же вес R-22. Чуть дешевле покупать R-407C - разница в 6 раз, однако из-за того, что при каждой утечке фреон необходимо сливать, реальные расходы на него возрастут многократно. Также стоит учитывать, что при росте рабочего давления в контуре число утечек также неизбежно увеличится.